Утром 15 января движение поездов метро на севере Люблинско-Дмитровской линии было прервано на несколько часов. Причина — подтопление путей из-за выброса в тоннель воды, перемешанной с песком. Так проявил себя плывун — один из главных врагов московских метростроителей. «Инферно» прорвалось на строящемся втором выходе станции «Окружная» и заставило задуматься: насколько вообще безопасны новые станции столичной подземки?
Станции «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная» не работали с раннего утра до 10.15 — самое горячее время для тех, кто добирается на работу в центр. Транспортники оперативно организовали компенсирующий маршрут по Дмитровскому шоссе до станции «Петровско-Разумовская» — именно там садились на метро жители Бескудникова и Дегунина еще пару лет назад, до ввода в строй северной части салатовой линии.
В комфорте пассажиры, конечно, потеряли — автобусы по вместимости заметно уступают поездам метро, а «Петровско-Разумовская» была переполнена, как в лучшие времена, — но сама транспортная связь с неработающими станциями сохранилась. Алгоритм уже известный: в последние годы в Москве то и дело строятся или ремонтируются линии метро, и всякий раз к «выключенным» из сети участкам прокладываются компенсирующие автобусные линии.
— На линии работало 56 автобусов, — рассказали в пресс-службе Московского метрополитена. — Кроме того, для удобства пассажиров все регулярные маршруты наземного транспорта были продлены от метро «Селигерская» и «Верхние Лихоборы» до метро «Петровско-Разумовская». Пять экипажей дорожного патруля ЦОДД помогали в организации движения в районе станции метро «Окружная».
«Селевой поток», который выплеснулся в тоннель ночью и ранним утром 15 января, — скорее всего, не что иное, как плывун, старый знакомый и враг московских метростроевцев. По предварительной версии метрополитена, во время ночных работ по строительству второго выхода станции «Окружная» произошел так называемый гидроудар: пласт, в котором ведется работа, настолько насыщен жидкостью, что практически не сжимается. А значит — ударили в одном месте, «отозвалось» в другом. Была выбита технологическая пробка, и вода с грунтом кратковременно поступали в тоннель, признают метрополитеновцы. Инженерные коммуникации при этом остались невредимы, подчеркивают в пресс-службе.
Разбор ситуации будут вести сразу несколько инстанций — Московский метрополитен, Мосинжпроект (инжиниринговый оператор метростроения), Мосметрострой (основной подрядчик работ) и Государственный строительный надзор. Однако то, что на «Окружной» произошло ЧП, не так уж удивительно для специалистов: гидрогеологическую ситуацию на севере Москвы метростроевцы всегда считали и считают крайне сложной.
Плывуны — особый род грунтов (чаще всего — песчаных), крайне насыщенных жидкостью и сдавленных со всех сторон водоупорными породами. Чаще всего эта водно-песчаная смесь находится под давлением и при «вскрытии» — например, при проходке тоннеля метро — с силой вырывается в отверстие. Это делает плывун крайне опасным явлением, способным не просто задержать строительство метро, но и повлечь человеческие жертвы и разрушения. «Проходить» плывуны метростроители могут несколькими способами: самым архаичным и вредным для здоровья проходчиков — кессонным (забойщики работают под давлением в несколько атмосфер), либо методом контурного подмораживания (слой плывуна, ближайший к месту проходки, замораживается, периферия плывуна откачивается), либо — и это самый современный способ — проходческими щитами с гидроподгрузкой, компенсирующими давление.
Плывуны долгое время тормозили строительство метро на севере Москвы. Так, из-за гигантского по своей площади плывуна на несколько лет была приостановлена проходка северного участка Серпуховско-Тимирязевской линии (между «Петровско-Разумовской» и «Отрадным») в конце 1980-х годов. Еще большие трудности выпали на пути метростроителей в наше время, когда строилась замороженная по той же причине Бескудниковская ветка Люблинско-Дмитровского диаметра.
— На строящейся станции «Окружная» в начале 2016 года при проходке одного из станционных проемов крепление свода не выдержало горного давления, и с «потолка» рухнуло 30 кубометров глины, — рассказывал журналистам Евгений Коробов, начальник участка тоннельного отряда №6 Мосметростроя. — Хорошо, что людей не было рядом. Это необходимо было устранить, чтобы предотвратить дальнейшее оседание глины. Мы раскрепили опалубку и закачали под нее бетон.