Заказчики и строители станций готовы прислушаться к мнению горожан, для чего и собрали 28 августа круглый стол. Петербуржцы выдвинули свои, довольно смелые предложения.
Участников движения «Красивый Петербург», чьи вопросы озвучил координатор Стив Каддинс, интересовало, станут ли закрывать вход на будущей станции «Новокрестовская» сразу после окончания матчей — как это обычно делается на «Спортивной». Выяснилось, что да, наверняка будут. Хотя потоки со «Спортивной» распределяются между тремя станциями, а здесь все обрушатся на один «Крестовский остров».
Кстати, уже решено, что дизайн новой станции будет скромным, а материалы — антивандальными.
Все новые станции петербургского метро будут строиться с учетом интересов инвалидов-колясочников: с подъемниками и лифтами.
Также активистов «Красивого Петербурга» интересовало, какими будут наружные вестибюли станции «Проспект Славы». Угол проспекта и Бухаресткой улицы — место оживленное. Вестибюль спрячут в подземный переход. Вот купчинцы и поинтересовались: нельзя ли сделать такой же переход, как на «Новочеркасской» — с дюжиной выходов на площадь? Увы, это показалось проектировщикам излишней роскошью.
Станцию метро в районе Сосновского лесопарка строить не будут, хотя когда-то — на одной из предлагаемых схем — она была.
Еще одно предложение — сделать вместо кольцевой линии, которая у нас планируется, очевидно, на вторую половину века, два полукольца. Идея экспертам понравилась: это лучше, чем ничего. Но воплощать в жизнь они ее не будут. Основная проблема кольцевой — в том, что большинство станций придется строить в центре.
Кроме того, участники круглого стола живо интересовались, почему на окраине города неэффективно используются железнодорожные ветки. В частности, на Парнасе или вдоль Суздальского проспекта. Было видно, что и самих метростроевцев утомила эта проблема, но им пришлось повторить: РЖД — это государство в государстве. Как использовать свои земли и проложенные по ним пути — личное дело железнодорожников, и никакого вмешательства они не терпят, даже если рельсы будут простаивать, а люди — нуждаться в скоростной трассе.
Метро в аэропорт — хотя бы надземное — давняя мечта петербуржцев, но сейчас «Пулково» окружено плотным кольцом зданий.
Жалобы от сотрудниц метрополитена — по поводу граждан, прыгающих на пути (самоубийц и хулиганов) — будут учтены при строительстве «Театральной» и «Морского фасада»: там, видимо, сделают закрытые станции по типу горизонтального лифта.
Начальник отдела реконструкции и строительства метрополитена в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) назвал организации, невзначай захватившие площадки, на которых планируется возведение новых станций. На Юго-Западной линии (метро «Казаковская») на месте станции стоит ресторан-стекляшка, который никогда не работал. «Броневая» будет в промзоне, и это тоже чья-то земля. «Макдональдс» напротив «Василеостровской» возник на пятачке, запланированном под строительство второго выхода с этой невероятно перегруженной станции. Впрочем, представители Комитета по градостроительству обнадежили василеостровцев, заверив, что рассматривается проект о создании второго выхода на углу 11-й линии и Среднего проспекта.
Жителям Васильевского острова не позавидуешь: после открытия второго выхода «Спортивной» станцию «Василеостровская» сразу закроют на ремонт — видимо, на год.
Конечно, будут и станция «Большой проспект», и «Шкиперская», не говоря уже о станции на намыве. На «Большом проспекте» планировалось построить два выхода. Один — на месте, где сейчас стоянка торгового центра «Балтийский» возле Косой линии. Второй — на 22-й линии, напротив Горного института, там, где завод «Электроаппарат». Но завод так просто не расстанется со своими площадями, хотя сейчас большинство из них сданы в аренду. Значит, все идет к тому, что будет только один выход.
То же можно рассказать про «Театральную»: ее хотят построить на месте дома быта (Лермонтовский проспект, 1). Дом — отнюдь не шедевр архитектуры, но хозяева всячески препятствуют сносу. Впрочем, в КРТИ заявили, что проект постановления об изъятии участка уже готов.
Станцию «Новокрестовская», что будет обслуживать «Зенит-арену», требуется открыть в 2017 году — к Кубку конфедерации.
В 2013 году откроют вестибюль «Спасской» (а «Сенную площадь» закроют) и выход со «Спортивной». «Театральная» откроется года через два, за ней последует «Большой проспект», а затем ветка уйдет в Лахту. Но это уже после 2020 года. Станцию «Новокрестовскую» отведут от метро «Приморская», а затем она пойдет на улицу Савушкина и Шуваловский проспект. Также у нас удлинят фиолетовую ветку до Шушар, к ней присовокупят линии легкорельсового транспорта — в Колпино и Пушкин. И, конечно, проведут метро в Красносельский район, поскольку три последние станции красной ветки задыхаются от людских толп.
Места с плохой транспортной доступностью профессионалы называют «мешками». Это Юго-Запад, Большая Охта, Купчино (несмотря на Фрунзенский радиус), север…
Стоимость строительства одного километра путей составляет 5 млрд. Но не строить линии, а конверсировать те, что уже сделаны, обходится почти в ту же сумму. Поэтому лучше строить, невзирая на кризисы.
Заместитель директора Петербургского НИПИГрад Михаил Петрович рассказал и о дальних перспективах. Так, ветку на Юго-Запад — ту, что пойдет от «Московских ворот» и «Обводного канала» в район проспекта Маршала Казакова — потом продлят на север до Калининского района. В центре она пройдет через площадь Восстания, Лиговский и Суворовский.
Появятся несколько станций в Ленобласти (сейчас есть только «Девяткино»). Ветка к Буграм и, возможно, к Сертолову на севере. К Кудрово на востоке. На юге появятся транспортные узлы в Шушарах и Автово, где будет осуществляться пересадка на другой рельсовый транспорт.