Технические
Метро избавится от зацеперов при помощи видеонаблюдения31.10.2013
Метро избавится от зацеперов при помощи видеонаблюдения

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

Метро усилит борьбу с любителями покататься на подножках поездов, так называемыми зацеперами, при помощи камер видеонаблюдения за хвостовыми вагонами состава. Как рассказал «Известиям» начальник службы связи Московского метрополитена Евгений Моисеев, до конца года новые камеры появятся на 44 станциях, а в 2014-м — еще на 24 платформах. По мнению экспертов, мониторы способны практически свести к нулю количество случаев зацепинга в подземке, а также помочь машинистам контролировать ситуацию в хвостовой части поезда.

— Станции, на которых необходимо установить видеокамеры, определяют сами машинисты, — сказал Моисеев. — Последний вагон — самый опасный участок состава, так как находится дальше всего от машиниста. В связи с этим машинист иногда может закрыть двери, когда еще не все пассажиры зашли или вышли.

По словам Моисеева, благодаря камерам видеонаблюдения привлекательность крыш и поручней задних вагонов для зацеперов заметно снизилась.

— Сейчас экстремалов практически не осталось, — сказал он.

Как рассказал Моисеев, в 2014 году камеры будут установлены на станциях «Медведково», «Проспект Мира», «Ботанический сад» и «Тургеневская», а также на отдельных станциях Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линий.

Ранее камеры были установлены на 20 платформах, в частности на «Алексеевской», «Китай-городе», «Третьяковской» и «Октябрьской». Также камеры начали следить за пассажирами на «Тимирязевской», «Нагатинской», «Севастопольской», «Улице Академика Янгеля», «Бульваре Дмитрия Донского». На устройства наблюдения за хвостовыми вагонами поездов столичная подземка ранее выделяла около 20 млн рублей.

Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отметил, что увеличение количества видеокамер поможет бороться с зацеперами.

— При помощи камер видеонаблюдения машинист сможет вовремя заметить «экстремального пассажира» и задержать отправку поезда, — сказал Свириденков. — Подобные поездки всегда оканчиваются печальными последствиями для самих зацеперов, а также создают неудобства в виде сбоя графика движения поездов для других пассажиров.

По словам эксперта, на большинстве станций сейчас установлены большие зеркала, которые выполняют функцию видеокамер.

— Из-за большого количества пассажиров на платформах и длины состава порядка 160 м машинисту сложно контролировать ситуацию возле дверей хвостовых вагонов, — сказал он.

По мнению члена комиссии Мосгордумы по законодательству и безопасности Сергея Гончарова, бороться с любителями экстремальных поездок необходимо оперативно и жестко.

— Камеры способны помочь в выявлении преступников, однако прекратить такие поездки можно только двумя способами: либо введением серьезных штрафов, либо привлечением по статье за хулиганство, — сказал Гончаров.

При этом, по словам Гончарова, привлечению к ответственности зацеперов поможет то, что в столичной подземке будут устанавливать камеры с высоким разрешением, это позволит увидеть не только силуэт, но и отчетливо разглядеть черты лица нарушителя. 

Социальный психолог Наталья Варская считает, что одних камер для решения проблемы недостаточно.

— Камеры будут фиксировать уже случившееся действие — подросток залез на крышу или зацепился за поручни. В то время как необходимо решать проблему на корню, объяснять детям цену человеческой жизни, чтобы им в голову не приходило так делать и показывать пример своим друзьям. Однако родители и преподаватели вряд ли с этим справятся — на их слова дети в переходном возрасте реагируют как на нравоучения и пропускают всё мимо ушей. Необходимо, чтобы кумиры молодежи, которые являются для них авторитетом, говорили о ценности человеческой жизни со страниц газет и журналов, c экрана телевизора, может быть, даже приезжали в школы и беседовали с ребятами на эту тему, — говорит Варская.

Назад к списку