Технические
755 видеокамер следят за пассажирами метро в Новосибирске02.07.2019

Ася Малютина

 
Диспетчер ситуационного центра знает обо всем, что происходит на станциях. Фото автора
 
«Большим братом» подземки по праву можно назвать ситуационный центр новосибирского метрополитена. 755 камер видеонаблюдения, которые в режиме онлайн транслируют все, что происходит на платформах, эскалаторах, в вестибюлях метро, а также возле входов на станции - в их распоряжении. Даже площадка строительства будущего ЛДС под их пристальным наблюдением.

На столе диспетчера ситуационного центра три монитора, еще восемь висят на стене. На них в прямом эфире транслируются записи со всех камер, расположенных в метро. Пара кликов - и изображение с одной из них выводится на весь экран так, что

можно в деталях увидеть, как пассажиры разговаривают, прокручивают ленту новостей в смартфоне или задумчиво чешут нос.На других мониторах отображается движение поездов: можно увидеть, на какой станции поезд гостеприимно распахнул двери для пассажиров, а где стоит на светофоре. Случись что, и диспетчер увидит это мгновенно. И также быстро свяжется с тем, кто может разрешить ситуацию - на столе у него шесть телефонов прямой связи с руководителями различных городских служб: начиная от МЧС и заканчивая единой диспетчерской службой мэрии.

«Мы контролируем основные функции жизни метрополитена: мониторим оперативную обстановку, пассажиропоток, отслеживаем ситуации, происходящие на станциях и объектах метрополитена – и в депо, и в шахтах, и на метромосте, — рассказывает Екатерина Корякина, старший дежурный по метрополитену. — В каждой службе есть свой диспетчер – кто-то отвечает за движение поездов, кто-то за свои станции, кто-то за энергообеспечивание, кто-то за вентиляцию, кто-то за эскалаторы и так далее. И каждый диспетчер сообщает о происшествиях в зоне их ведомства в ситуационный центр». 

 

Словно подтверждая слова о том, что диспетчер ситуационного центра знает обо всем, происходящем на станциях, раздается звонок: на станции Речной вокзал заметили свисающий с потолка кабель. Екатерина делает звонок в службу диспетчеру, отвечающему за электрику, и бригада спешит устранять недостаток. Через некоторое время отчитываются – все исправлено. 

Человеку стало плохо, загорелась урна возле входа в метро, стало слишком жарко или слишком холодно в вестибюле, кто-то уронил вещи на рельсы, даже если кто-то упал на лестнице, об этом тут же становится известно дежурному ситуационного центра. 

«Женщина упала на эскалаторе на станции метро «Золотая нива», обращаться за помощью не стала», - раздается голос в телефонной трубке.Екатерина записывает сообщение: хотя пассажирка спокойно пошла дальше, знать о даже такой небольшой проблеме в ситуационном центре обязаны.

Чаще всего, впрочем, разрешить проблему удается силами дежурных по станциям. Их кабинеты – уменьшенная копия ситуационного центра: на мониторах отображается ровно та же информация, только в масштабах одной станции. Они обязаны моментально реагировать на любое ЧС: если человек упал на рельсы, моментально отключается электроснабжение контактного рельса, а поездам дается команда тормозить. Если на эскалаторе кто-то споткнулся, дежурный тут же останавливает лестницу – иначе есть риск, что одежда попадет между ступенями.

 

Собственно, раньше именно дежурные и выполняли все те функции, которые сегодня отведены ситуационному центру. Но получалось, что каждый знал только то, что происходит на его территории, а общей картины работы метрополитена не было. Тогда и решили обратиться к опыту коллег из Москвы и Санкт-Петербурга, и в 2013 году свести всю информацию о ситуации в подземке в единый центр, который будет координировать работу всех служб. До сих пор новосибирский метрополитен - единственный, если не считать двух столиц, город, где есть подобная служба. 

«По городскому телефону чаще всего звонят по поводу транспортировки маломобильных групп пассажиров, — рассказывает Екатерина. — Вот вчера, к примеру, была заявка на перемещение пассажира-колясочника со станции «Студенческая» до станции «Заельцовская». Мы просим оставлять заявку хотя бы за час до предполагаемого выезда. Потому что нужно выделить сотрудника, который сопроводит пассажира. и подвезти на нужную станцию ступенькоходы для спуска коляски по ступеням». 

Много жалоб и звонков было из-за того, что кого-то облили кофе.Поэтому недавно в метрополитене запретили проносить кофе в отрытой таре. 

Если же проблема нестандартная и грозит перерасти в ЧС, в ситуационном центре создается штаб, в котором принимают участие начальник метрополитена и первые руководители служб подземки. Цель – быстрейший выход из ситуации. «Например, если человек упал на рельсы или сам бросился под поезд, собирают штаб, — говорит дежурная. — Такой штаб, к примеру, организовывали, когда произошел теракт в Санкт-Петербургском метро – здесь собирались руководство метрополитена, представители силовых структур, департамента транспорта. принимали решения об усилении контроля за станциями».

 

Специальные совещания проводятся здесь и накануне общегородских праздников, когда большой поток горожан прибывает на метро в центр и на Речной вокзал на массовые гуляния. К таким праздникам здесь готовятся: к примеру, в прошедший недавно День города дополнительно усилили дежурства на станциях и запустили дополнительные поезда. Впрочем, в День города-2019 поездов понадобилось меньше, чем в прошлом году – новосибирцы в этот раз реже пользовались метрополитеном.

https://vn.ru/news-755-videokamer-sledyat-za-passazhirami-metro-v-novosibirske/

Назад к списку