Текущие
Пересадка на метро17.10.2017

Московский метрополитен давно стал для столицы не просто видом транспорта, а драйвером развития территорий. Помимо своего основного назначения – перевозки пассажиров – появление метро улучшает инвестиционный климат в районах, активизирует бизнес, увеличивает стоимость жилья и, что немаловажно, влияет на социальные настроения в городе.

В ходе исследований, проведенных Агентством социальных исследований «Столица» (АСИС) в районах открытия станций с 2011 по 2016 год, жители оценивали технические характеристики новых станций, изменение транспортной и экономической ситуации в районах, влияние метро на качество жизни и поддержку градостроительной политики властей. В исследование попали жители Москвы, проживающие в районах открытия станций «Новокосино», «Алма-Атинская», «Лермонтовский проспект», «Лесопарковая», «Тропарево», «Бутырская».
Москва пережила несколько эпох строительства метрополитена, каждая из которых отличалась новыми подходами к архитектуре станций. Специалисты выделяют «сталинский» ампир – период подземных дворцов; хрущевский период борьбы с архитектурными излишествами – время типовых станций-«сороконожек» (так их окрестили в народе по числу колонн на платформе в сочетании с безликостью интерьера); брежневский период – с возвращением индивидуальных архитектурных проектов, но уже с применением новых индустриальных технологий; постсоветский период и нулевые – время низкобюджетных проектов и всевозможных стилистических экспериментов. С приходом Сергея Собянина меняется и взгляд на архитектуру метро: возрождаются международные архитектурные конкурсы, формируется единый подход к архитектуре и стилистике метрополитена.
В ходе исследования москвичей попросили сравнить между собой архитектуру станций метро разных периодов строительства. Жители районов, охваченных исследованием, поставили наиболее высокие оценки станциям первой очереди, которые были построены с 1935 по 1954 год, таким как «Сокольники», «Курская», «Бауманская» (в среднем 4,7 балла). На второе место респонденты поместили современные станции (построенные с 2011 года). Их архитектура выгодно отличается от безликости массового строительства в 60-х годах прошлого века и постсоветского периода развития метро (оценена жителями в среднем на 4,3 из 5 баллов).
Также в ходе исследования жителей просили оценить функциональность новых станций. Среди ключевых параметров были выделены: общее удобство использования, комфортность переходов, навигация станции, архитектура и стилистика оформления. Все характеристики были оценены по 5-балльной шкале, где 1 – «отрицательно», а 5 – «все устраивает». Каждый показатель получил более 4,3 балла на рассматриваемых станциях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в глазах обычного пользователя новые станции являются удобными и комфортными.
Другим важным аспектом изучения мнения населения в отношении новых станций метрополитена является оценка транспортной ситуации. По итогам исследования можно отметить, что структура использования транспорта на территориях после появления метро существенно меняется. Сокращается доля жителей, использующих личный автомобиль, в результате растет число пользователей общественного транспорта. Разница с общемосковскими показателями составляет от 5 до 10%, в зависимости от района. Такой процесс позитивно сказывается на общих оценках транспортной ситуации. Проживающие вблизи станций «Новокосино», «Алма-Атинская», «Лермонтовский проспект», «Лесопарковая», «Тропарево» и «Бутырская» чаще называют дорожную ситуацию положительной: в выделенных районах доля высказавших подобное мнение составляет 74% при средних по Москве показателях 50%.
При этом позитивные изменения от появления метро со временем только усиливаются. Результаты исследования показывают, что чем раньше был произведен запуск метро, тем лучше транспортная ситуация вблизи новой станции. Так, в районе открытой в 2012 году станции «Новокосино» количество позитивных оценок уже заметно выше, чем в районах, где метро появилось в 2013–2015 годах. Исключение составляют последние станции «Тропарево» и «Бутырская», что можно объяснить спецификой данных районов. Так, в первом случае жители очень долго ждали появления метро и, судя по всему, до-
вольно быстро изменили свои привычки, пересев с личных автомобилей на общественный транспорт. Открытие станции «Бутырская» сильно повлияло на изменение пассажирских и транспортных потоков в районе. До этого основная нагрузка ложилась на ближайшие станции Серпуховско-Тимирязевский линии метро, создавая большие затруднения в движении «на поверхности». Кроме того, после открытия новой станции метро Люблинско-Дмитровской линии был отменен ряд автобусных маршрутов, что могло позитивно сказаться на транспортной обстановке в районе.
Экономическая составляющая на выделенных территориях тоже претерпевает изменения. Это заметно на примере роста стоимости жилой недвижимости в указанных районах. Жители утверждают, что цена на их квартиры увеличилась (так считают более половины всех опрошенных). При этом наблюдается и высокий уровень влияния метрополитена на престижность района. По 5-балльной шкале жители оценивают его на 4,3 балла. Престижность района является интегральным показателем, который объединяет в себе несколько экономических аспектов: заинтересованность бизнеса, рост стоимости недвижимости, качество жизни и другие.
Позитивное влияние метрополитена на благоустройство территорий тоже не вызывает сомнений среди жителей. Однако есть сферы, где открытие станций подземки не меняет статус-кво. К ним можно отнести миграционные потоки и экологию. В миграционной сфере вопрос скорее относится к увеличению пассажиропотоков района в целом, что негативно сказывается на количестве парковочных мест и заторах на дорогах. Экология ухудшается по той же причине: обилие транзитного транспорта соседних районов, строительство вблизи открывшихся станций и т.д.
Результаты проведенного опроса общественного мнения дают все основания полагать, что метрополитен воспринимается жителями и как самый удобный вид общественного транспорта, и как триггер социально-экономического развития района. Социсследования, проведенные на отдельных территориях города, позволяют выявить позитивные ожидания жителей и, как следствие, спрогнозировать высокий уровень общественной поддержки открытия новых станций.
Исследования АСИС проведены в Москве в течение 2017 года по заказу Московского центра урбанистики «Город». Общий объем выборки – 3600 человек. Выборка репрезентирует население районов открытия станций в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию. Для данной выборки максимальный размер ошибки не превышает 3,5%. Метод опроса – телефонное интервью.

http://www.mperspektiva.ru/topics/17757/

Назад к списку