Подробная информация о Минском метрополитене

Подробная информация о Минском метрополитене

 

Постановление о строительстве метрополитена в столице БССР г.Минске было принято Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года и уже 3 мая 1977 года было начато его строительство, а 4 ноября 1977 года со строительной площадки будущей станции метро «Парк Челюскинцев» начаты работы по проходке тоннелей. 30 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения г. Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, началось регулярное движение поездов Минского метрополитена на первой линии от станции «Институт Культуры» до станции «Московская», протяженностью 7,79 км с восьмью станциями и электродепо «Московское».

Эксплуатация первого участка линии метро от станции «Институт Культуры» до станции «Московская», показала необходимость продления линии, и в 1986 году был введен в эксплуатацию участок от станции «Московская» до станции «Восток» протяженностью 1,71 км.

С 1985 года было начато строительство первого участка второй линии метро от станции «Тракторный завод до станции «Фрунзенская» протяженностью 6,13 км с шестью станциями, которые ввели в постоянную эксплуатацию в 1990 году.

Далее были введены в эксплуатацию следующие участи продления линий Минского метрополитена:

- в 1995 году- участок продления второй линии от станции «Фрунзенская» до станции «Пушкинская» протяженностью 2,82 км с двумя станциями;

- в 1997 году - участок продления второй линии от станции «Тракторный завод» до станции «Автозаводская» протяженностью 3,42 км с двумя станциями;

- в 2001 году- участок продления второй линии от станции «Автозаводская» до станции «Могилевская» протяженностью 1,8 км;

- в 2003 году - электродепо «Могилевское»;

- в 2005 году - участок продления второй линии от станции «Пушкинская» до станции «Каменная Горка» протяженностью 3,92 км с тремя станциями;

- в 2007 году - участок продления первой линии от станции «Восток» до станции «Уручье», протяженностью 2,69 км с двумя станциями;

- в 2012 году - участок продления первой линии метрополитена от станции «Институт Культуры» до станции «Петровщина», протяженностью 5,17 км. с тремя станциями;

- 3 июня 2014 г. - участок продления первой линии метрополитена от станции «Петровщина» до станции «Малиновка», протяженностью 1,84км;

- 6 ноября 2020 года - первый участок третьей линии метрополитена от станции «Ковальская Слобода» до станции «Юбилейная площадь», протяженностью 3,53 километра с четырьмя станциями.

Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена явилось небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод станции пришлось размещать буквально сразу под земной поверхностью, всего на глубине 10-17 метров. Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, в особенности в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций пришлось вести с высокой степенью надежности и точности. И, тем не менее, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Такую же оценку поставили Минскому метрополитену и пассажиры, которые в первые дни его эксплуатации написали сотни благодарностей. Опускаясь впервые в подземку, люди попадали буквально в подземные дворцы. Ведь каждая станция имела свое неповторимое архитектурное лицо. Но все же главное было втом, что с пуском метрополитена была решена нелегкая транспортная проблема. Еще в бытность существования СССР в Минске располагалось порядка 150 крупных заводов, фабрик, трестов. И наземный общественный транспорт буквально задыхался от перегруженности. С момента пуска Минского метрополитена эта проблема успешно решается, а метро стало популярнейшим видом общественного транспорта. Уже за первый год его услугами воспользовалось 80 миллионов человек.

 

Минский метрополитен сегодня

В настоящее время эксплуатационная длина трех линий Минского метрополитена в двухпутном исчислении составляет 40,816 км с 33 станциями, из них 15 станций расположены на 1-й Московской линии, 14 станций  на  2-й Автозаводской линии, 4 станции на 3-й Зеленолужской линии. В метрополитене эксплуатируется 2 электродепо - «Московское» и «Могилевское». 12 станций метрополитена оснащены 45-ю эскалаторами, одна станция - 9-ю пассажирскими конвейерами,15 станций метрополитена имеют путевое развитие. Общая длина путей с тупиками и путевым развитием депо 116,485 км.

 

Метрополитен  самый быстрый, комфортабельный, надежный и экологически чистый вид городского пассажирского транспорта. Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5 час. 30 мин. до 00 час. 40 мин. Интервалы движения поездов в час «пик» составляют 2 минуты на 1-й и 2-й линии, а на 3-й линии – 8 минут.

Объем перевозки пассажиров Минским метрополитеном за 2022 год составил 225 миллионов 900 тысяч человек. Среднесуточная перевозка 618тысяч 895 пассажиров.

 Удельный вес метрополитена в перевозках пассажиров городскими видами транспорта в 2022 году составил 38,0%.

С начала эксплуатации метрополитена и по настоящее время среднесуточная перевозка пассажиров возросла с 207 тысяч человек в 1984 г. до 618,9 тысяч человек в 2022.

Инвентарный парк Минского метрополитена составляет 390 вагонов, из которых сформировано 73 пятивагонныхи 6 четырехвагонных составов.

В электродепо «Московское» приписано 185 вагонов (37 пятивагонных составов) модели 81-717, 81-714 и их модификаций, эксплуатирующихся на Московская линии.

В электродепо «Могилёвское» (Автозаводская линия) приписано 160 вагонов (32 пятивагонных состава) модели 81-717, 81-714 и их модификаций, 20 вагонов (4 пятивагонных состава) модели М110, эксплуатирующихся на Автозаводской линии, а также 1 резервный вагон модели 81-714.5М.

Также в электродепо «Могилёвское» (Автозаводская линия) приписаны 24 вагона модели М110, из которых сформировано 6 четырехвагонных составов, эксплуатирующихся на Зеленолужской линии.

На подвижном составе используются устройства AJIC-APC на базе электронной аппаратуры «Барс», разработанной инженерным центром «Фларс».

Для улучшения качества восприятия информации на головных вагонах электропоездов установлены светодиодные указатели маршрутов и конечных станций линий.

На базе электродепо «Могилевское» организован участок по капитальному ремонту подвижного состава.

Для очистки вагонного и подвагонного оборудования в электродепо используются вакуумные установки.

Для обучения машинистов в электродепо применяются тренажерные комплексы на базе ПЭВМ со специализированным программным обеспечением.

Для электроснабжения объектов Минского метрополитена применяются распределительные устройства 10кВ (КРУ-2-10; ABB Univer-C; Белэлтика D-12PB), +825В (КСО-825; РУ-825 ООО «Плутон Групп»), низковольтные щиты (ЩО-70; «Ника» ООО «Плутон Групп»; Instal-Blok). В эксплуатации находятся высоковольтные выключатели типа VD-4, ВЭМ-10, ВР-10, ВВЭ-10, быстродействующие автоматические выключатели ВАБ-42, ВАБ-43, UR-40. На всех станциях применяются аккумуляторные батареи серии GroE («Hoppecke», «FIAMM»).

Для управления объектами электроснабжения на первой и второй линиях используются системы диспетчерского управления и централизации «Лисна-М» и «ДЦ-Минск», на третьей линии эксплуатируется автоматизированная система диспетчерского управления на базе SCADA – программно-технический комплекс «PEGAS».

Для управления инженерно-техническими устройствами и эскалаторами электромеханической службы на 1-ой и 2-ой линиях используется система диспетчерской централизации «Лисна-М» и «ДЦ-Минск», на первом участке третьей линии используется система диспетчерского управления на основе SCADA - программно-технического комплекса  «ZENON».

Для связи с лифтами применяется система диспетчеризации. На первой линии и первом участке 3 линии применяется СДК -256, на второй линии СКИО.

            Всего в  Минском метрополитене эксплуатируется 45 эскалаторов, 9 пассажирских конвейеров (траволаторов) и 56 лифтов.

Первая и вторая линии   Минского   метрополитена   оборудованы маршрутно-релейной централизацией, бесстыковыми рельсовыми цепями с системой интервального регулирования АЛС-АРС и упрощенной автоблокировки. Третья линия оборудована микропроцессорной автоматизированной системой управления движением поездов (АСУ ДП) системы «Движение».

           На диспетчерских кругах в качестве систем диспетчерского управления движением поездов по всем линиям метрополитена используется диспетчерская централизация на базе аппаратуры КАС ДУ ДЦМ.

Все станции и пешеходные переходы оборудованы системой видеонаблюдения с регистрацией событий в режиме реального времени, их архивацией и передачей информации в ситуационный центр метрополитена, на рабочие места поездных диспетчеров, диспетчеров электромеханической службы и диспетчеров службы безопасности.

На метрополитене проводится реконструкция устройств пожарной автоматики с истекшими сроками эксплуатации. Станции оборудуются современными интегрированными системами из комплекса систем безопасности (пожарная сигнализация, охранная сигнализация, СКУД, УКПТ, системы автоматического пожаротушения).

При реконструкции системы поездной радиосвязи 1-й и 2-й линии произведена укладка излучающего щелевого кабеля и замена парка стационарных и мобильных радиостанций диапазона КВ на радиостанции диапазона УКВ, а также введена в эксплуатацию система ремонтно-технологической связи на базе комплекса технических средств  проводной связи и транкинговой радиосистемы SmarTrunk-II. В ходе строительства 3-й линии Минского метрополитена с проектирована и введена в эксплуатацию цифровая комплексная система радиосвязи стандарта DMR, включающая в себя поездную радиосвязь и технологическую радиосвязь в наземном и подземном сегментах. Данные технические решения позволили значительно повысить качество и надежность используемых систем радиосвязи.

            С целью недопущения и своевременного пресечения правонарушений, а также оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в метрополитене работают системы радиосвязи ГУВД и МЧС.

В ходе реконструкции систем местной станционной связи 1-й и 2-й линии установлены мини АТС «Мультиком» и «Максиком» вместо коммутаторов местной связи.

Для организации административно-хозяйственной связи на первой и второй линиях метрополитена используется узловая АТС «Coral» производства компании «TADIRAN», которая взаимодействует с действующими выносными  АТС «Coral» малой ёмкости, расположенными на станциях.

Через АТС «Coral» кроме  административно-хозяйственной связи организована местная радиотелефонная связь стандарта «Dect» и экстренные связи «SOS» (пассажир-служба безопасности), «ИНФО» (пассажир-дежурный по станции).

Административно-хозяйственная связь третьей линии организована с использованием голосового шлюза на правах IP УПАТС.

На всех станциях и в тоннелях метрополитена обеспечено покрытие мобильной связью сотовых операторов, работающих на территории Республики Беларусь, кроме этого, в вестибюлях 24 станций 1-ой и 2-ой линий метрополитена пассажирам предоставляется бесплатный доступ к сети Интернет по технологии Wi-Fi.  Планируется реализовать данный сервис на всех станциях метрополитена.

Минским метрополитеном на постоянной основе проводятся работы по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других физически ослабленных лиц.

С 2001 года строящиеся станции оборудуются лифтами и подъемными платформами для инвалидов-колясочников, выполняются работы по установке подъемных платформ вертикального и наклонного перемещения на станциях метрополитена, введенных в эксплуатацию до 2001 года.

В настоящее время на станциях Минского метрополитена эксплуатируются 23 подъемные платформы с наклонным перемещением,7 платформ с вертикальным перемещением, 15 мобильных гусеничных  подъемников типа SHERPA.

Систематически проводятся работы по нанесению (обновлению) контрастных цветовых полос желтого цвета на верхнюю и нижнюю ступени лестничных маршей по пути следования от входа в подземный пешеходный переход до платформы станций и на входные площадки эскалаторов и лифтов.

На всех станциях метрополитена, силами эксплуатационного персонала службы пути и тоннельных сооружений, на краях пассажирских платформ произведено устройство шуц-линий из рельефного керамогранита желтого цвета.

На двери метро, установленных на входах и выходах из вестибюлей станций, и в павильонах над входами в подземные пешеходные переходы нанесены контрастные знаки  предупреждающего характера.

В подземных пешеходных переходах и на платформах станций установлены переговорные устройства для связи с физически ослабленными лицами и инвалидами-колясочниками. На постоянной основе ведутся работы по оборудованию станций речевыми информаторами для ориентирования инвалидов по зрению.

При строительстве новых и реконструкции действующих станций применяются системы автономного теплоснабжения на базе тепловых насосов и электрических тепловых завес.

Для устройств верхнего строения пути на парковых путях электродепо специалистами службы пути и тоннельных сооружений Минского метрополитена разработана и внедрена железобетонная шпала «метро» с местом для крепления кронштейна контактного рельса.

На нижнем уровне автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажиров используются автоматизированные контрольные пункты АКП-2004 и ПКА-2004, АКП-2014 и ПКА-К, ПКА-К-М.

АКП-2004 оборудованы ридерами считывания бесконтактных смарт-карт, бесконтактных банковских карт, NFS.

В качестве платежных средств для пассажиров используются:

  

 

а) жетон – оплачивает одну поездку;

б) бесконтактная банковская карта – оплачивает одну поездку;

в) проездной билет на бесконтактной смарт-карте государственного предприятия «Минский метрополитен»,

- на месяц – действителен в течение календарного месяца;

- на 30, 15, 10 суток – дата начала срока действия может быть определена пассажиром при покупке билета;

- на 10, 20, 30, 40, 50 поездок – срок действия поездок - 60 суток с даты последнего пополнения.

- на 60 поездок – срок действия поездок - 80 суток с даты последнего пополнения.

г) проездной билет на бесконтактной смарт-карте государственного предприятия «Минсктранс» (на бесконтактной смарт-карте реализуются совмещенные с метро проездные билеты, проездные билеты на метро и билеты на наземный пассажирский транспорт):

- на месяц – действителен в течение календарного месяца;

- на 30, 15, 10 суток – дата начала срока действия может быть определена пассажиром при покупке билета;

- на 10, 20, 30, 40, 50 поездок – срок действия поездок - 60 суток с даты последнего пополнения.

- на 60 поездок – срок действия поездок - 80 суток с даты последнего  пополнения.

Служебные проходы оборудованы датчиками подсчета пассажиров.

Работой АКП и ПКА управляет АРМ станции, продажа бесконтактных радиокарт осуществляется через АРМ инициализации и POS - терминалы.

      С целью обеспечения безопасной перевозки пассажиров в 2012 году в государственном предприятии «Минский метрополитен» создана служба безопасности.

Основными задачами службы безопасности являются: проведение досмотров ручной клади пассажиров в целях недопущения провоза запрещенных предметов; контроль соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, предотвращение несанкционированного доступа к коммуникациям метрополитена; физическая охрана объектов метрополитена; контроль за полнотой оплаты пассажирами проезда; участие в оказании помощи маломобильным пассажирам; участие в принятии мер по предотвращению чрезвычайных происшествий, ликвидации аварийных ситуаций.

На охраняемых объектах метрополитена службой безопасности организовано круглосуточное дежурство.

Во всех вестибюлях станций метрополитена оборудованы зоны досмотра, включающие: установку рентгеновскую для досмотра багажа и товаров BV6045 (производства Республики Беларусь); арочный многозональный металлодетектор «Эталон 6.01» (производства Республики Беларусь); систему аудио-видеофиксации.

            Дополнительно в вестибюлях предусмотрены отдельные места для проведения досмотров ручной клади пассажиров визуально или с использованием переносных средств досмотра.

В ходе досмотровых мероприятий инспекторами также используются ручные металлодетекторы «Верас МД-102» (производства Республики Беларусь) и портативные обнаружители паров взрывчатых веществ «Пилот-М». На каждой станции метрополитена размещены мобильные устройства для локализации взрывоопасного предмета «ФОНТАН-2».

 

Перспективы развития

Строительство станций Минского метрополитена выполняется с учетом развития всей системы пассажирского транспорта в соответствии с Генеральным планом развития транспортной системы города Минска. По плану Минский метрополитен будет состоять из четырех линий – 3 радиальных и 1 кольцевая.

До 2030 года планируется завершить строительство первого и второго участков третьей линии метрополитена.

В настоящее время продолжается строительство первого участка третьей линии от ст. «Аэродромная» до ст.  «Слуцкий гостинец» протяжением 4,1 км, который включает 3 станции,  электродепо «Слуцкое» и соединительную ветку в депо протяжением 0,8 км.

Проектируемый второй участок третьей линии от ст. «Юбилейная» до ст. «Парк Дружбы Народов» протяжением 4,2 км включает в себя 4 станции.

Четвертая линия (кольцевая) Минского метрополитена будет иметь 17 станций, протяженность 25,4 км. Трасса линии дублирует второе автотранспортное городское кольцо. Линия будет иметь пересечения с первой, второй, третьей линиями. Строительство четвертой линии позволит: окончательно решить вопрос разгрузки пересадочного узла между первой и второй линиями, реализовать концепцию создания транспортно-пересадочных узлов между всеми видами городского и пригородного транспорта.

 

сайт: https://metropoliten.by/

адрес: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, пр. Независимости, 6 Телефон/факс:   

219-50-09 / 200-51-22

E-mail: mail@metropoliten.by