Подробная информация о Бакинском метрополитене

Расположенный на территории естественного амфитеатра, Баку, столица суверенного Азербайджана, занимает площадь более 150 км2, и протянулся вдоль морской бухты почти на 20км. Интересные по архитектуре современные здания органично вписываются в облик старинного Баку, придавая ему неповторимый колорит, и создают образ нового Баку – одного из самых крупнейших и красивейших городов Ближнего Востока. Исторически сложилось так, что наличие в Баку нефти,  превратило его в густонаселенный промышленный, научный и культурный центр не только Кавказа, но и всей бывшей большой  страны. Поэтому изначально остро стоял вопрос развития городского транспорта, и, в частности, строительство самого скоростного и комфортабельного вида транспорта – метрополитена.

6 ноября 1967 г. был сдан в эксплуатацию первый участок I очереди Бакинского метрополитена  длиной 9,2км. Сегодня Баку невозможно представить без метро. Подземные дворцы–станции метро, отражающие архитектурные традиции Азербайджана и национальный колорит, являются настоящими произведениями искусства.

В настоящее время Бакинский метрополитен состоит из 2-х линий (Ичеришехер – Ази Асланов и Хатаи – Дарнагюль), эксплуатационная длина которых в двухпутоном исчислении 34,56 км, 23-ти действующих станций. Семь станций метро глубокого заложения, остальные мелкого заложения. Максимальные размеры движения 30 пар поездов в час, с минимальным интервалом движения 120 секунд. На метрополитене задействовано 52 эскалатора.  Общая протяженность тоннельных сооружений 91,36 км. Трассы Бакинского метрополитена, проложенные по пересеченному рельефу города, расположенного на холмистой местности, имеют 60‰ и 40‰ тысячные уклоны и 39% кривых малого радиуса.

5 тяговых, 11 совмещенно-тяговых и 14 понизительных подстанций по кабельным линиям общей протяженностью около 3,0 тыс. км, осуществляют бесперебойное электроснабжение Бакинского метрополитена. 43 вентиляционные шахты и 82 вентилятора главного проветривания обеспечивают приток свежего воздуха и выброс отработанного.

Бакинский метрополитен состоит из 12-ти служб и подразделений. Имеется одно электродепо.

При содействии  Правительства Республики в настоящее время Бакинский метрополитен ведет активное строительство новых станций  метрополитена. В  конце  2002 года   была  сдана  в  эксплуатацию  станция  «Ази Асланов». Благодаря   большому  авторитету  нашего национального  Лидера Гейдара  Алирза  оглы  Алиева для  завершения строительства  указанной  станции  Европейский   Банк  Реконструкции  и  Развития оказал финансовую помощь в  размере  4,1  млн.евро. За последние  три  года были  сданы в  эксплуатацию три станции  метро: «Насими»,  «Азадлыг проспекти» и «Дарнагюль»,  которые  радуют пассажиров  удобством  и современным   дизайном. Станция «Азадлыг» стала первой на Бакинском метрополитене односводчатой станцией бесколонного типа. В  настоящее  время  идет  проектирование и подготовительные  работы   по  строительству второго электродепо  и  новой станции, которая  свяжет междугородний  автовокзал с  другими частями  города.

схема Бакинского метролитена

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 10 ноября 2008 года подписал распоряжение по государственной программе перспективного развития Бакинского метрополитена на ближайшие 20 лет, включающую   в себя концептуальную схему строительства линий метрополитена. Для выполнения работ по технико-экономическому обоснованию перспективной схемы развития был проведен тендер, по итогам которого был создан международный консорциум с участием известных в мире и обладающих большим опытом в области строительства метро французской компании SYSTRA, английской Mott MacDonald  и южнокорейской Saman. Согласно их рекомендациям, необходимо проводить интенсивное строительство метро для предотвращения в будущем транспортных проблем для населения и для исключения перегруженности городского транспорта. В соответствии с представленной долгосрочной перспективной схемой развития в будущем общая сеть Бакинского метрополитена будет состоять из 5-ти линий: 2-х  действующих и 3-х дополнительных новых, 76 станций и 119 километров линий метро. То есть, предусмотрено строительство 53-х новых станций и 84,4 километра линий метро. Кроме этого, в представленном варианте при выборе мест строительства новых станций будут учтены также вопросы интеграции и увязки с другими видами пассажирского транспорта, многофункциональным транспортным комплексом. Для новых линий метро протяженность станций увеличится до 140 метров, исходя из того, что составы будут состоять из 7 вагонов, вместо принятых сейчас 5-ти вагонных составов.

ст. ДарнагюльВнешний диаметр тоннелей в целях обеспечения их долгосрочной эксплуатации согласно перспективной схеме развития в будущем будет 6 метров. Для ускорения прокладки тоннелей будет применяться механизированный комплекс производства известной германской компании, позволяющий строить  по 250-300 метров тоннелей в месяц вместо 60-65 метров при использовании оборудования, применяющегося до сегодняшнего дня. Для более эффективного использования нового комплекса на заводе железобетонных конструкций будет построен цех по производству железобетонных тюбингов, что позволит устранить нашу зависимость от зарубежных поставщиков.

Одновременно со строительством новых станций будет проведена глобальная реконструкция уже существующих 7-ми станций глубокого заложения, отличающихся большим пассажиропотоком и находящихся в центральной части города. В ходе реконструкции на многих из них предполагается построить второй выход.

Внешний вид 2-го выхода ст.28 Май На двух станциях реконструкция уже проведена. Это станции «Кёроглы» и «Ичеришехер». На  станции «Ичеришехер» выстроен новый   современный наземный  вестибюль в виде стеклянной пирамиды и реконструированы  подземные   залы. Установлены   новые,  соответствующие   европейским  стандартам, эскалаторы типа ЕК-30 «Виктория» производства фирмы «Тиссон круп» Германия, которые каждый час экономят 15 кВт электроэнергии и не нуждаются в капремонте в период эксплуатации, а также позволяют ежечасно перевозить более 2600 пассажиров при обеспечении безопасности их передвижения.

Реконструкция станции «Кёроглы» (бывшая  станция «М.Азизбеков») была завершена в конце 2011 года.  Новый наземный вестибюль станции порадовал красотой и легкостью конструкции, декоративным «зимним садом». Подземный вестибюль после реконструкции приобрел новую облицовку, установлены современные эскалаторы марки Tugela FT-945 производства Германии. Продолжается строительство второго выхода на станции «Элмляр Академиясы», что позволит разгрузить станцию и создаст больше удобства для пассажиров, так как второй выход свяжет метрополитен со студенческим городком. Планомерное и бурное строительство было бы невозможно без всесторонней поддержки Правительства во главе с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, который придает большое значение развитию и строительству Бакинского метрополитена, с каждым годом растет государственное инвестирование в строительство новых станций.

С 2002 года на Бакинском метрополитене началось планомерное обновление парка вагонов метро. Бакинский метрополитен тесно сотрудничает с предприятием Метровагонмаш г. Мытищи. При содействии нашего правительства  мы смогли приобрести  у предприятия 166 новых метровагонов.  Увеличение парка вагонов позволило перейти на график движения 30 пар поездов в час и  дало возможность повысить интенсивность движения, что немаловажно в  связи с протяжением линий метрополитена на периферические территории города  и возросший пассажиропоток. За 2011 год Бакинский метрополитен перевез более 177 миллионов   пассажиров.

В вагонах, эксплуатируемых с 2009 года,  были произведены многочисленные конструктивные изменения. Кроме того,  были приобретены 15 новых вагонов с системой АРС-АЛС и современным электронным блоком. Для  поверки  тяговых  двигателей без их разборки  используются  акустическое устройство «Вектор-2000». Для диагностики оборудования    применяются ультразвуковое, магнитное и акустическое  обследования узлов и частей    без их  демонтажа. Для диагностики деталей вагонов при их техническом обслуживании и ремонте применяются дефектоскоп-томограф УД 4-76, дефектоскоп вихретоковый ВД3-71 НХ-IV У, твердомер ТДМ-1(1,5).

С 2005 года большое внимание уделяется системе безопасности. В целях оперативного предупреждения любых террористических действий в вестибюлях, на  эскалаторах,  на  платформах станций,  в переходах,  в вагонах установлены более 3000 камер видеонаблюдения, которые  позволяют  контролировать любой  участок метрополитена.  Предусмотрено единое централизованное обеспечение системы  видеонаблюдения,  это   дает  возможность контролировать   все  действия  пассажира,  с  момента  его вступления  на территорию  метрополитена до того  момента как он  покинет его. Организована круглосуточная  видеозапись, а  это очень важно  для  органов  охраны  общественного  порядка. Для предупреждения любых террористических действий усилена проверка пассажиров силами сотрудников полиции по охране метрополитена и  недавно созданной группой контроля.Эскалаторы 2-го выхода ст. 28 Май

На  метрополитене  применена современная  электронная почта и локальная сеть для  скоростного и своевременного  информационного обмена между главным управлением, службами  и подразделениями метрополитена, широко использует   интернет. Вводятся усовершенствования, способствующие обеспечению комфорта для пассажиров. Начиная с 2007 года, на станциях метрополитена установлены  новые АКП, работающие на чип-картах и осуществляющие автоматический учет пропускаемых через них пассажиров. Установленные с 2011 года сенсорные интерактивные киоски, помогающие пассажирам правильно ориентироваться на территории метрополитена, современные информационные табло, устройства SOS, - все это  повысило уровень культуры обслуживания пассажиров. На новых станциях Бакинского метрополитена, введенных в строй за последние годы, для пассажиров с ограниченными физическими возможностями оборудованы пандусы

Начавшееся  с 1998 года приведение Бакинского метрополитена в соответствие с мировыми стандартами, создало возможности для замены различных устаревших установок, машин и механизмов и другого оборудования, новыми.

Одним из решающих факторов деятельности Бакинского  метрополитена  является применение на производстве последних достижений научно-технического прогресса, что позволило добиться усовершенствования   эксплуатационной  деятельности  и получения  экономического  эффекта в  размере  5,8  миллионов манат.

В целях  усиления  устойчивости  и   надежности верхнего строения  пути,  обеспечения  безопасности  движения, увеличения   пропускной  способности дорожного хозяйства применяется современное  оборудование  и приборы.  Путеизмерительный  вагон, используемый на Бакинском метрополитене, позволяет  контролировать параметры рельсового пути. Для качественного соединения рельс, для повышения безопасности движения, на метрополитене c 2007 года  используется рельсосварочная машина К-900 А-1U. Ее микропроцессорные и гидравлические системы позволяют полностью контролировать процесс сварки рельсов с выводом его параметров на компьютер. Современные дефектоскопы марки  «Авикон»  позволяют   обнаруживать скрытые  дефекты  рельсов  и  путей.  Все  они  с успехом  применяются  на  Бакинском метрополитене.

Открытие 2-го выхода ст.28 Май В связи с интенсивным строительством Бакинского метрополитена возрастают требования к безопасности энергоснабжения, для чего проводится усовершенствование технологии эксплуатации  энергоустановок, много  внимания  уделяется  применению  автоматики  и  телемеханики  с  одновременным  обеспечением  контроля, оповещения и управления  с  помощью  компьютеров. Телемеханическое   оборудования   дает возможность  одному  лицу - энергодиспетчеру  управлять  энергоснабжением, контролировать   работу  подстанций.  На тяговых подстанциях и СТП масляные тяговые трансформаторы постепенно заменяются  более современными и безопасными сухими трансформаторами, высоковольтные масляные выключатели заменяются  вакуумными выключателями, применяются  кремниевые выпрямители, усилена  система  обеспечения  тягового электроснабжения, модернизировано  освещение  станций  и тоннелей. На тяговых и совмещено-тяговых подстанциях взамен действующих систем управления ВРТФ-3 применены современные цифровые РПТС, работающие на базе компьютеров.

Старые системы СЦБ и связи, эксплуатируемые на метрополитене, заменены новыми современными системами. С 2009 года начато применение централизованной цифровой системы, позволяющей поэтапно модернизировать поездную, эскалаторную и санитарную диспетчерскую связь на основе компьютерной техники. Для обеспечения потребностей увеличивающейся абонентской базы и улучшения качества связи в 2009 году сдана в строй новая АТС на 3000 номеров. Начиная с 2003 года, стрелочные электроприводы  типа SP-6 стали заменять бесконтактными стрелочными электроприводами, которые более надежны и проще в эксплуатации. Постепенно внедряются бесстыковые рельсовые цепи, которые  позволяют   исключить  громоздкое  оборудование, требующее значительных  материально-трудовых затрат. При  этом  улучшается  устойчивость  и  надежность  работы  всей  системы, а также  повышается  шумовая  защита  при  движении  поездов.  

Ввиду долгой эксплуатации и повышенной влажности на станциях глубокого заложения асбошиферные зонты наклонных  ходов эскалаторных тоннелей были  значительно коррозированы, что делало опасной дальнейшую их  эксплуатацию. Впервые среди метрополитенов СНГ на Бакинском метрополитене была проведена реконструкция по замене асбошиферных зонтов на  более легкую и экономичную конструкцию, состоящую  из дюралюминиевых профилей. Это   улучшило  художественное  оформление  станций,    облегчило   их содержание и  создало  условия  для  снижения  эксплуатационных  расходов. В   тоннелях  для предупреждения   течей  грунтовых  вод  ежегодно  за тоннельные   обделки  нагнетаются  700-800   тонн  цементного  раствора,  швы  тоннельных  блоков  заделываются новым  и  эффективным   изоляционным  материалом «Акватрон». Кроме того, в чугунных тоннелях ежегодно осуществляются    антикоррозионные  мероприятия спецгрунтовкой  марки  ЭП-0199П.

Существующие на Бакинском метрополитене Объединенные мастерские – это  подразделение широкого спектра действий, фактически «мини-завод», основная деятельность  которого заключается в ремонте эскалаторов и изготовлении нестандартных изделий и оборудования для эксплуатационных нужд метрополитена и работ, связанных с заказами других служб. Устаревшие физически и морально 25 шахтных вентиляторов типа ЦАГИ, установленных в 1967-1975 гг, заменены на новые современные вентиляторы типа ВОМ-20, ВОМД, приобретенные в России в г.Артемовске.

Ряд мотодрезин, компрессоров, грузовых и легковых автомобилей и других установок и оборудования, эксплуатируемых на метрополитене, которые физически устарели, заменены более современными.

На  станциях, наземных  вестибюлях  и   подземных  переходах  после  прекращения  движения  поездов  проводятся   работы по санитарной  обработке. Для  мойки полов залов и вестибюлей  станций  используются поломоечные    машины  производства Германии. Санитарное состояние  станций метрополитена  осуществляется  согласно   требованиям правил  технической  эксплуатации  метрополитенов и является одним из лучших среди метрополитенов стран СНГ, что  не  раз   отмечалось  на семинарах и совещаниях, проводимых  на   нашем  метрополитене. 

Эскалаторы на ст. ДарнагюльДля учебного процесса создан технический кабинет, где рабочие и ИТР изучают материальную часть подвижного состава, оборудование, приемы безопасного ведения работ. В 2010 году на Бакинском метрополитене, втором среди метрополитенов стран СНГ, был создан специальный класс для подготовки локомотивных бригад с программно-аппаратным комплексом «Тренажер машиниста электропоезда метрополитена», разработанный беларусской фирмой ОАО "Агат - системы управления". С помощью тренажера можно задать ситуации, которые сложно воспроизвести на подвижном составе без нарушения графика работы метрополитена. Разработанный на основании последних достижений компьютерной технологии он позволяет машинистам управлять вагонами в тоннелях  согласно профилю и плану дороги в виртуальном пространстве и приобретать   навыки выхода из положения при аварийных и нештатных ситуациях. Наряду с этим, во всех подразделениях имеются технические кабинеты или уголки по изучению инструкций, правил техники безопасности и охраны труда.

За прошедшие годы улучшилось  социальное положение работников  метрополитена.  Ежедневно 200  работников метрополитена, занятых  на  работах  с  вредными  и  тяжелыми  условиями  труда, обеспечиваются бесплатным питанием. Труженики метрополитена вместе с членами своих семей имеют возможность   отдохнуть   и укрепить   здоровье  в  санатории-профилактории поселка  Бильгя, расположенного на побережье Каспийского моря, а  также  в  санаториях  и  здравницах  республиканского  значения, причем оплату за путевку полностью берет на себя объединенный профсоюз  работников  метрополитена.

В целях ускорения темпов развития строительства,  усовершенствования системы управления и предоставления транспортных услуг населению Президентом Азербайджанской Республики 27 февраля 2014 года было издано Распоряжение о создании Закрытого акционерного общества «Бакинский метрополитен», путем реорганизации Бакинского метрополитена и главного подрядчика в строительстве Бакинского метрополитена – Акционерного общества «Азертунелметрострой», который стал  правопреемником этих двух структур.  Председателем ЗАО «Бакинский метрополитен» был назначен Гусейнов Заур Мир Тофик оглы. Дата рождения Гусейнова З.М. 26.09.1964 года.

         За год, прошедший после вступления Заура Гусейнова на должность Председателя ЗАО «Бакинский метрополитен», проведена большая работа по реструктуризации метрополитена.

В мае месяце 2014 года в ходе официального визита президента Франции Франсуа Олланда в Баку между ЗАО "Бакинский метрополитен" и 3 французскими компаниями «Alstom Transport SA», «BOUYGUES TRAVAUX PUBLİCS, LLS» и  «THALES S.A» были подписаны 5 меморандумов, направленных на  укрепление материально-технической базы метрополитена и строительство новых и реконструкцию старых линий.

При посредстве французской  компании «Alstom Transport SA», являющейся держателем 25 процентов акций вагоностроительного завода «Метровагонмаш»,  были приобретены три состава, каждый состоящий из 5 современных вагонов нового поколения серии 81-760/76, отличающиеся высоким уровнем  безопасности и комфортности для пассажиров метрополитена  и низким энергопотреблением.

16 апреля текущего года Президент Азербайджана господин Ильхам Алиев лично посетил депо, где встретился с Председателем ЗАО «Бакинский метрополитен» Зауром Гусейновым и  подробно ознакомился с новыми вагонами, а также работами, проведенными  на территории депо.

Для обкатки новых вагонов и вагонов после ремонта на территории депо построены испытательные пути.

Филиалом завода «ЗРЭПС», находящегося на территории Грузии проводится модернизация старых вагонов. На конец 2014 года модернизировано 4 состава.

За прошедший год были проведены большие работы по созданию комфортных условий для работников депо и всего метрополитена. Согласно приказу Председателя ЗАО «Бакинский метрополитен» была осуществленна программа по озеленению депо. Построена новая, оборудованная современной техникой,  столовая на территории депо и открыта столовая в Техническом корпусе метрополитена, где работники метрополитена могут вкусно и недорого пообедать. На территории комплекса отдыха «Бильгя» построены новые домики и отремонтировано основное здание санатория-профилактория, благоустроена территория оздоровительного комплекса.

Для обучения и усовершенствования знаний работников метрополитена был создан Центр обучения. Для него было выделено отдельное помещение в центре города При поддержке МА «Метро» подготовлены программы обучения по основным специальностям, задействованным на метрополитене. При Центре работает кадровая комиссия для проверки знаний обучающихся и работников, желающих повысить свою квалификацию.

Отремонтированы комнаты отдыха для машинистов.

Организован Центр диагностики и метрологии, объединивший под свое начало все лаборатории, существовавшие на ЗАО «Бакинский метрополитен».

Для создания единой базы и  укрепления материально-технического снабжения  ремонтного участка вагонов было строительство складов общей площадью 2120 кв.метров, состоящих из 4-х секций.

Проводятся работы по перевооружению станций метрополитена. В настоящее время закуплено оборудование для одной из старейших станций метрополитена «Сахил», находящейся в центре города. Полностью будет заменено оборудование на понизительной подстанции.

В целях обеспечения пожарной безопасности и создания комфортных условий для пассажиров в подземных переходах  на многих станциях были убраны торговые киоски. Сейчас на этих станциях в подземных переходах проводятся ремонтные работы.

В данный момент специалистами московской фирмы  «ТВЕМА»    ведется формирование, монтаж  и  наладка вагона  технической диагностики  оборудования метрополитена.  С помощью этого вагона будут  бесконтактно измеряться  план и профиль пути, параметры контактного рельса,  контактов рельсовых цепей,  параметры  кодовых сигналов АРС, габариты строения тоннеля, а также будет вестись бесконтактный тепловизионный контроль за токоведущими частями электрооборудования и СЦБ.

Создан план мероприятий улучшения работы в дни проведения 1 Европейских игр. Дополнительно к уже существующим устройствам, которые были внедрены в дни проведения в Баку конкурса Евровидения, таким как установленные сенсорно-интерактивные справочные киоски с возможностью выбора одного из трех языков: азербайджанского, английского или  русского, колонок SOS. Намечается замена карты проезда в метро на единую карту для всех видов транспорта, включая метрополитен.

Бакинский метрополитен является членом Международной Ассоциации «Метро» и Международного Союза Общественного Транспорта (МСОТ). Это позволяет быть в курсе всех последних разработок и внедрений в области обеспечения бесперебойной и безопасной работы метрополитенов, обмениваться информацией и опытом работы с другими метрополитенами стран СНГ.

Достижения Бакинского метрополитена заслужили уважения и высокой оценки со стороны общественных организаций  и со стороны Международной ассоциации «Метро», Международного Союза Общественного Транспорта ( МСОТ) и Клуба Лидеров Торговли, который неоднократно присуждал Бакинскому метрополитену  международные призы по транспорту «За качество», «За превосходство предпринимательства».

Это признание и объективная оценка деятельности руководства, слаженной и качественной работы всего коллектива метрополитена, всех его служб и подразделений. Бакинский метрополитен и впредь приложит все усилия для бесперебойной и безопасной перевозки пассажиров, обеспечения сервиса обслуживания.

 Основные т/э характеристики

 

Контакты:

AZ 1010
Азербайджанская Республика, город Баку, ул. Рафили, 20

сайт:   http://metro.gov.az/

почта mail@metro.gov.az

Начальник метрополитена    (+994 12) 490-00-00

Главный инженер метрополитена (+994 12) 490-00-03

Зам. начальника метрополитена-начальник дирекции строящегося метрополитена (+994 12) 490-02-46

Руководитель пресс-службы   (+994 12) 490-02-64 press@metro.gov.az