Первая очередь Алматинского метрополитена, сдана в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Старт запуска метро дал Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Подземка строительство, которой пережило кризисные времена молодой Республики, стала гордостью всех казахстанцев и одним из достопримечательных мест города Алматы.
За шесть часов работы первого дня в подземке проехали свше 10 000 пассажиров. В настоящее время метро перевозит в среднем по 16-17 тысяч пассажиров в сутки.
Длина пути первой очереди - 8,56 км, в нее входят 7 станций, это: «Райымбек», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр им. Ауэзова» и «Алатау». Архитектурно-художественное оформление всех станций выдержано преимущественно в этническом стиле, с элементами хай-тэк. Среднее расстояние между станциями -1,27 км, наибольшее 1,52 км и наименьшее -0,99 км.
Трасса первой очереди метрополитена проходит глубоким заложением через центральную часть города от проспекта Райымбека по улице Фурманова до проспекта Абая и далее до проспекта Гагарина.
Проектирование первой линии метрополитена в Алматы осуществлялось на основании ТЭО утвержденного в 1982 году, а также задания на корректировку проекта от 1990г.
Уникальность Алматинского метрополитенаа определяется комплексом особо сложных геотехнических факторов: сложная региональная геодинамика северного Тянь-Шаня; высокая сейсмичность территории в 9-10 баллов по шкале MSK; предгорная зона с наклонным рельефом, представляющая межгорную впадину; грунты разнообразные, слабоустойчивые, галечниковые с включениями валунов значительных размеров до трех метров в диаметре; разные глубины заложения перегонных и станционных тоннелей от 11м мелкого до 60м глубокого.
С целью реализации плана по внедрению современных технологий при строительстве Алматинского метрополитена был приобретен высокопроизводительный тоннелепроходческий комплекс «Herrenknecht S-320» немецкой компании «Herrenknecht AG».
Впервые на территории СНГ внедрен новоавстрйский тоннельный метод (НАТМ) при строительстве пяти станций. Вместе с тем применен безшпальный рельсовый путь на монолитном железобетонном основании, с раздельным типом скрепления голландской фирмы Edilon Sedra.
Система скрепления пути, это так называемое одинарное упругое скрепление. Виброзащитные свойства в выбранной конструкции имеют четыре фильтра гашения колебаний. Скрепление обладает высокой упругостью в вертикальной плоскости, конструкция обеспечивает значительное сопротивление силе угона, создавая условия для стабильной работы бесстыкового пути. На главных путях линии применена алюминотермитная сварка рельсов SkV по технологии немецкой фирмы ELEKTRO-THERMIT. В контактной сети применен сталеалюминевый контактный рельс фирмы REALTECH.
На каждой станции устанволены по четыре ленты эскалатора Hyundai Millennium. Данные эскалаторы пластинчатые, с реверсивным движением, способны функционировать с предельной нагрузкой, для спуска-подъема пассажиров по наклонным тоннелям до 30 градусов. Тип привода – мультипривод. Диапазон применения – от 20 до 50 м.
Для электрической тяги в метрополитене применяется постоянный ток номинальным напряжением 825 В.
Для тоннельной вентиляции приняты современные осевые вентиляторы типа ТА-14/ 7-1 и ТА-167-1 с системой изменения угла установки лопаток рабочего колеса производства компании «TLT-Turbo GmbH» (Германия).
Вентиляторы метро могут применяться как для дымоудаления в случае пожара, так и для вытяжки загрязнённого и подачи свежего воздуха.
В эксплуатации в настоящее время семь составов (по четыре вагона в каждом) производства южно-корейской компании Hyundai Rotem, специально разработанные для алматинского метро. Все вагоны имеют сквозной проход, оснащены камерами видеонаблюдения, системами кондиционирования и пожаротушения. Стоит также отметить систему тормозов — она дисковая, а не колодочная. Благодаря этому снижается уровень износа колеса, а значит, возрастает срок его эксплуатации и уменьшаются затраты на ремонт. В отличие от других составов эти вагоны оснащены тремя видами тормозов – пневматической, электрической и рекуперативной. Корпус и рама вагонов изготовлены из нержавеющей стали, что также увеличивает срок службы составов. Вагоны подвижного состава также снабжены системой автоматической сцепки. Максимальная безопасность движения состава будет обеспечена тремя режимами управления. Длина 4-вагонного состава составляет 77,8 м, ширина 2675мм, высота 3670 мм, вес - 142,4т. Максимальная техническая скорость-80км/ч., ширина колеи 1520мм, общая вместимость до 940 человек.
Алматинское метро единственное в СНГ, где предусмотрены специальные автоматические механизмы, для самостоятельного спуска и подъема людей с ограниченными возможностями.
Использованы самые современные информационно-телекоммуникационные технологии во всех ключевых системах автоматики, которые находятся на уровне лучших мировых проектов и лучшим в странах СНГ. 29 комплексов обеспечивают высокий уровень автоматизации технологических процессов, автоматики, сигнализации, связи и безопасности метрополитена. Впервые применена система управления движением поездов с использованием радиоканала. Используется высокозащищенная цифровая система поездной и технологической радиосвязи, отказоустойчивая система бесперебойного электропитания автоматики с возможностью автономной работы до 4 часов, взаимоувязанный комплекс систем безопасности - охранно-пожарной и видеонаблюдения, высоконадежная система единого времени, эффективная система отображения информации для центра диспетчерского управления.
В настоящее время продолжается строительство второй очереди первой линии метро, которое будет соединять центр города с поселком Калкаман. Длина пути -8,62 км, вдоль которой будут расположены 5 станций мелкого заложения. Данную очередь планируется сдавать в эксплуатацию поэтапно отдельными пусковыми комплексами. Так, через два года планируется сдать в эксплуатацию станции Сайран и Москва.
Администратором программы является Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы. Функции заказчика и эксплуатационная работа возложена на ГКП «Метрополитен». Генеральный проектировщик – ТОО «Метропроект», которое осуществляет авторский надзор за строительством. Строительство ведет АО "Алматыметрокурылыс".
Генеральным планом развития города Алматы утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года рекомендовано завершение строительства и поэтапный ввод в эксплуатацию 3-х линий метрополитена, общей протяженностью 45 км.
Контакты:
КГП "МЕТРОПОЛИТЕН" г. АлматыСайт: metroalmaty.kz
e-mail: metro@itte.kz